РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Началась работа по созданию концепций развития предметных областей «Естественнонаучные предметы» и «Иностранные языки»

15-16 декабря в  Российской академии образования прошли семинары, направленные  на обсуждение подходов к модернизации содержания предметов естественнонаучного цикла и цикла иностранных языков в рамках деятельности экспертных групп по названным предметным областям.

shablon-dlya-foto2

Реформирование всех уровней образования является одним из приоритетных направлений социальной политики Российской Федерации. В процессе модернизации совершенствуется инфраструктура системы образования, формируются новые подходы к управлению образованием, создаются новые образовательные стандарты. При этом одним из наиболее актуальных вопросов остается модернизация содержания и технологий обучения.

Работа семинаров была направлена на формирование предложений по обновлению содержания, совершенствованию технологий обучения и подходов к преподаванию предметных областей «Естественнонаучные предметы» и «Иностранные языки»  для Минобрнауки РФ, региональных и муниципальных органов управления образованием, членов ассоциаций учителей-предметников, других целевых групп. Также на семинарах обсуждались подходы к разработке Концепций развития указанных предметных областей.

shablon-dlya-foto

С приветственным словом к участникам семинаров, профессиональному сообществу педагогов-предметников обратились Виктор Стефанович Басюк, заместитель президента РАО, и Виктор Павлович Дронов, академик РАО, советник президента РАО. В своих обращениях они отметили, что педагогическое экспертное сообщество накопило опыт оценки механизмов стандартизации, способно дать ответы на вопросы: «Что и как нужно изменить в стандартах и программах? Чем обусловлена необходимость создания предметных концепций?».  Они подчеркнули, что современное школьное образование сталкивается с беспрецедентными вызовами, а у ученых и практиков накоплен новый успешный опыт ответов на них.  На сегодняшний момент перед экспертными группами ставятся задачи: дать оценку преподавания учебного предмета; разработать проекты концепций модернизации предметных областей. «Необходимо определить, как нормативно обеспечить изменения ФГОС общего образования, примерных программ, решить, какие научно-методические материалы окажутся востребованы при обновлении содержания образования», — отметил в заключение своего выступления Виктор Басюк. В выступлении Виктора Дронова, доктора географических наук и активного участники группы разработчиков концепции развития географического образования, был проанализирован опыт создания предметных концепций, уже утвержденных Правительством Российской Федерации или находящихся на стадии общественного обсуждения.

Участникам обсуждения были представлены результаты исследования проблем, с которыми сталкиваются учителя-предметники в своей работе, а также предложения специалистов из различных регионов страны, приглашенных к участию в семинаре в качестве экспертов.

shablon-dlya-foto3

Участники семинаров обсудили многие актуальные проблемы, связанные с преподаванием названных предметных областей. Среди них особое место занимали вопросы содержания образования, представленного в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования и Примерных основных образовательных программах, обсуждение успехов и неудач в предметной и метапредметной подготовке учащихся, известных по результатам российских оценочных процедур и международных исследований, болевые точки  повышения квалификации, проблемы материально-технического обеспечения учебного процесса и другие.

На семинаре специалистов естественного научного блока выступили М.Ю. Демидова, руководитель Центра педагогических измерений ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и А.Ю. Пентин, заведующий Центром естественнонаучного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».

Актуальные проблемы  преподавания иностранных языков нашли отражении в докладах М.В. Вербицкой, ведущего научного сотрудника ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», руководителя рабочей группы по английскому языку федеральной комиссии по разработке КИМ ЕГЭ, Г.В. Перфиловой, члена федерального учебно-методического объединения по общему образованию, президента Межрегиональной ассоциации учителей и преподавателей немецкого языка.

Далее на семинарах была продолжена работа по обсуждению и формированию предложений по модернизации содержания предметных областей «Естественнонаучные предметы», «Иностранные языки» для целевых групп. В рамках решения организационных вопросов по подготовке проектов предметных концепций были определены координаторы экспертных групп. Ими стали: Марина Юрьевна Демидова  (предметная область «Естественные науки») и Мерем Забатовна Биболетова, старший научный сотрудник Центра филологического образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» (предметная область «Иностранные языки»).