РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: Ю.П.Зинченко

Круглый стол «Совершенствование организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации»

18 мая 2018 года Комитет Государственной Думы по образованию и науке провел круглый стол на тему: «Совершенствование организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации». В дискуссии приняли участие депутаты Государственной Думы, представители федеральных министерств и ведомств, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ученые, эксперты, руководители образовательных организаций, медико-психологических и социальных структур, педагогическая общественность, публицисты.

За последние тридцать лет мир сильно изменился. Родители многих школьников трудятся на двух-трех работах, живое общение с детьми заменяется просмотром телевизора или интернет-серфингом. Все больше учеников современной школы чувствуют себя одинокими и ненужными. Об этом рассказала заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина, открывая работу круглого стола.

«Мы увеличиваем интеллектуальные нагрузки, наши дети с ними не справляются. При этом мы снижаем роль воспитания, сокращаем непедагогические ставки», – отметила Духанина, добавив, что во многих регионах не хватает профильных специалистов.

Так, в среднем в России один педагог-психолог приходится на 656 обучающихся. В Республике Саха (Якутия) этот показатель – 280, в Москве, Камчатском крае, в Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах, в республиках Алтай и Тыва на одного специалиста приходится чуть больше 300 обучающихся. Но есть ряд регионов, где этот показатель больше 1000, а в Приморском крае на одного педагога-психолога приходится 2479 детей. Не хватает также учителей-логопедов и социальных педагогов.

Любовь Духанина напомнила о том, что сейчас происходит поэтапный переход учебных заведений на новые стандарты, предусматривающие инклюзивное образование. Дети с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями переводятся в обычные общеобразовательные школы и необходимо обеспечить реализацию прав таких детей. Речь идет о медицинской, психологической и социальной поддержке таких детей в обычной массовой школе.

1
Без имени-2
Без имени-4
Без имени-3

Специальные потребности есть не только у детей-инвалидов. Юные спортсмены подолгу оторваны от учебного процесса, они заняты на сборах и соревнованиях. Возвращаясь в школу, они часто испытывают трудности с усвоением программы. Особый подход нужен и к талантливым детям, только индивидуальные программы могут раскрыть их потенциал.

«Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь нужна не только детям, но и родителям», –  заявила Ирина Терехина, заместитель директора департамента Министерства образования и науки (с мая 2018 года – Министерства просвещения), один из ведущих в России специалистов по инклюзивному образованию.

«Психолого-педагогическая помощь может оказываться только с согласия родителей и законных представителей детей, – сказала Ирина Терехина. – Некоторые родители недостаточно понимают свою меру ответственности за эффективность коррекционно-развивающей работы и психологической помощи детям, соответственно, не исполняют рекомендации специалистов и игнорируют проблемы ребенка».

Пренебрежительное отношение родителей сказывается на развитии и будущем детей, уверена представитель министерства. Она считает, что нередко необходимо применять меры воздействия к таким родителям, чем и должны заниматься муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних, а также органы опеки.

Согласно требованиям законодательства, специализированная помощь детям оказывается в региональных Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Ирина Терехина отметила, что таких центров в России сейчас 180, а в нескольких субъектах их вообще нет. Но и в работающих ППМС-центрах не хватает специалистов, из-за кадрового дефицита помощь большинству детей просто недоступна.

Фундаментальных популяционных исследований детей с прошлого века не проводилось и четких представлений о том, что такое норма, а что – отклонение от нее, не существует, заявил доктор психологических наук, вице-президент Российской академии образования, декан факультета психологии МГУ Юрий Зинченко. Такие исследования необходимо проводить, в них должны участвовать психологи, физиологи, педагоги, уверен он.

Переход к инклюзивному образованию означает, что педагогам необходимо учиться работать с детьми, у которых есть особые потребности или проблемы со здоровьем. Речь идет о массовой переподготовке учителей, которую нужно проводить уже сейчас. В условиях дефицита собственных кадров в системе образования помощь в обучении педагогов могут оказать психологи МЧС и других ведомств, особенно это актуально для малонаселенных регионов.

Юрий Зинченко напомнил и о большом федеральном проекте «Цифровая школа», над которым сейчас ведется работа. А переход на цифровые методы обучения изменит и классно-поурочную систему, и представление об учебниках, и даже роль учителя в образовательном процессе.

Участники мероприятия предложили внести в действующие законодательные нормы ряд изменений. Одно из них – включить специалистов, работающих в ППМС, в перечень педагогических работников. В настоящее время на таких специалистов не распространяются президентские программы, касающиеся системы образования, из-за чего уровень зарплат остается низким. Это приводит к усилению кадровых проблем.

Прозвучало также предложение добавить дистанционные консультации и помощь с использованием видеосвязи в список услуг, оказываемых ППМС. Такая помощь бывает не только эффективной, но и во многих случаях – единственно возможной, когда речь идет об образовательных учреждениях в удаленных районах. Не учитывает закон также раннюю помощь так называемым «неорганизованным» детям. Если малыш не ходит в детский сад, то оплата труда психологам и другим специалистам, оказывающим помощь такому ребенку и его семье, не предусмотрена. Эту ситуацию, по мнению участников круглого стола, пора изменить.

Подводя итоги мероприятия, Любовь Духанина заверила, что работа по реализации прав детей на психолого-педагогическую помощь будет продолжена.

По итогам работы круглого стола Комитет Госдумы по образованию и науке примет соответствующие рекомендации.

 

Пресс-служба Комитета Госдумы по образованию и науке