РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: В.С.Басюк Л.А.Вербицкая ФУМО

Конференция учебно-методических объединений по общему образованию

20 апреля в Российской академии образования состоялась вторая Всероссийская  конференция учебно-методических объединений по общему образованию. В мероприятии приняли участие представители из 52 регионов России.

В 2012 году был принят федеральный закон «Об образовании», которым введены правовые основания для создания и деятельности нового для общего образования института учебно-методических объединений по общему образованию. Базовой площадкой, на которой было создано ФУМО, стала Российская академия образования. РАО является не только хранителем традиций отечественной педагогики, ведущих научных школ, но и выступает за интеграцию науки и практики.

За годы работы учебно-методических объединений удалось сделать немало: ФУМО стало важным системным звеном обновления содержания общего образования, сформирована целая сеть экспертных организаций и структур, которые участвуют как в разработке, так и в экспертизе правовых и методических документов, регулирующих содержание образования.

 «На сегодняшний день сформирован комплекс методических документов, предоставляющих учителю и педагогическому коллективу разработку основных образовательных программ, но этого недостаточно, – отмечает президент РАО, председатель ФУМО по общему образованию Людмила Алексеевна Вербицкая. – Перед нами стоит задача формирования целостной комплексной системы обновления содержания общего образования, которая могла бы учитывать не только результаты мониторинговых исследований и современные достижения науки и технологии, но и изменения запросов самих учащихся и общества в целом».

По словам академика РАО Вербицкой, чтобы такая система сложилась реально, а не только на бумаге, необходимо изменить целый комплекс нормативных документов, ввести общее видение и понимание того, как предстоит работать, чтобы российское школьное образование укрепило свои позиции, обеспечивая и высокое качество получения знаний, и развитие способностей детей, связанное в том числе с применением полученных знаний на практике. Отдельное внимание необходимо уделить образованию детей с особыми образовательными потребностями.

В ходе пленарного заседания выступила ВРИО директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Ирина Викторовна Мануйлова. По ее словам, систему методических объединений необходимо выстроить для того, чтобы организовать механизм трансляции государственной политики начиная от первого лица государства до каждого учителя. В этой работе чрезвычайно важна роль региональных учебно-методических объединений.

О деятельности федерального УМО по общему образованию в 2016 году участникам конференции рассказал заместитель президента РАО и заместитель председателя ФУМО по общему образованию Виктор Стефанович Басюк.

В рамках конференции состоялись две проблемные дискуссии: «Роль учебно-методических объединений по общему образованию в формирование системы обновления содержания общего образования. Совершенствования нормативно-правовой базы деятельности учебно-методических объединений по общему образованию» и «Опыт реализации экспертного и методического потенциала учебно-методических объединений в реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования». Участники дискуссий подняли и обсудили ряд вопросов. Среди них: формирование эффективной системы обновления содержания общего образования с участием УМО по общему образованию, как важнейшей экспертной структуры, обеспечивающей методическое сопровождение введения федерального государственного стандарта; совершенствование нормативно-правовой базы деятельности УМО по общему образованию; взаимодействие учебно-методических объединений по общему образованию с УМО, действующими на других уровнях российской системы образования; реализация экспертного и методического потенциала УМО в сопровождении введения федерального государственного стандарта общего образования.

Участники конференции отметили высокий потенциал УМО в части участия в экспертизе проектов изменений в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, организации разработки и экспертизы примерных программ по учебным предметам, курсам, дисциплинам.

В то же самое время целый ряд актуальных задач, по мнению экспертов, требует внимания и поиска консолидированных решений, как со стороны органов управления образованием, так и со стороны экспертного сообщества. В целях формирования эффективного организационного механизма систематического обновления содержания общего образования необходимо изменение в комплексе нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность организаций и структур, играющих ключевую роль в процессах обновления содержания. На сегодняшний день, требуется детализация и конкретизация функций и полномочий УМО по общему образованию в части государственной аккредитации образовательной деятельности государственного контроля (надзора) в сфере образования, а также в части профессионального совершенствования деятельности педагогических работников. Участники заседания пришли к выводу, что необходима выработка как научно, так и методологически обоснованных подходов к осуществлению экспертизы нормативно-правовых и методических документов, рассматриваемых учебно-методическими объединениями различного уровня. Кроме того, актуальной задачей является разработка и апробация организационно-технологической модели функционирования всероссийской экспертной сети, включающей в себя федеральные УМО по общему образованию, ведущие образовательные и научные организации, региональные УМО. Разработка и реализация такой модели позволит обеспечить, с одной стороны, необходимое качество экспертной проработки документов, определяющих содержание общего образования, а с другой стороны,  оперативность и гибкость в привлечении к экспертизе максимально широкого круга экспертов и экспертных организаций. Важной и перспективной задачей также является поиск механизмов синхронизации решения задач по обновлению содержания общего и профессионального педагогического образования посредством выстраивания сотрудничества с учебно-методическими объединениями соответствующей направленности.

Активное участие в работе конференции приняли члены федерального и региональных учебно-методических объединений по общему образованию, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в сфере образования, руководители и сотрудники научных и образовательных организаций, сотрудничающих с УМО. Участники конференции отметили большой вклад Российской академии образования в процесс становления и развития общероссийской системы учебно-методических объединений по общему образованию и поддержали организацию и проведения ежегодной конференции учебно-методических объединений с возможностью удаленного подключения к работе конференции регионов Российской Федерации.

Резолюция Всероссийской конференции учебно-методических объединений по общему образованию будет направлена в Министерство образования и науки РФ.