РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала:

Экспертный семинар «Безотметочное обучение в начальной школе: за и против»

18 сентября 2018 года в Российской академии образования состоялся экспертный семинар «Безотметочное обучение в начальной школе: за и против».

Экспертный семинар в формате дискуссионной площадки был организован Центром развития образования РАО. Основная задача семинара – выработать экспертную позицию по проблеме оценивания результатов обучения на первой ступени школьного образования.

В ходе семинара обсуждались современные подходы к оцениванию результатов обучения младших школьников. Свой взгляд на проблему высказали ведущие ученые в области начального общего образования, педагоги, психологи, представители родительской общественности Москвы, Московской, Белгородской, Курской, Новосибирской, Ульяновской, Ярославской областей и других субъектов Российской Федерации. 

Модераторами дискуссии выступили Марьяна Михайловна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО, академик РАО, доктор биологических наук, профессор, и Наталья Федоровна Виноградова, заведующий Центром начального общего образования Института стратегии развития образования РАО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор.

На обсуждение были вынесены следующие вопросы:

  • оценка и отметка, понимает ли учитель их взаимодействие и особенности;
  • отношение участников образовательного процесса к оценке результатов обучения младших школьников;
  • «плюсы» и «минусы» традиционной системы оценивания;
  • эффективность использования разных форм оценивания;
  • формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся в условиях отметочного и безотметочного обучения;
  • готовность учителя начальной школы к оценочной деятельности и другие вопросы.

Напомним, что Министр просвещения Российской Федерации Ольга Юрьевна Васильева в ходе Общероссийского родительского собрания выразила убежденность в том, что у первоклассников не должно быть отметок, что введение отметочной системы в первом классе ни к чему хорошему не приведет.

Открывая дискуссию, Наталья Федоровна Виноградова отметила, что проблема оценивания в начальной школе периодически возникает на дискуссионном поле. Общественное мнение разделилось на две позиции: одни отстаивают идею безотметочного обучения, другие настаивают на том, что отметка необходима как учителю, так и ученику. Многие используют термин «безоценочное обучение», что не вполне корректно, поскольку оценка может выражаться в разной форме: цифровой, бальной, графической, словесной.

«Наша сегодняшняя задача – не вступать в полемику с оппонентами, а высказать четкую точку зрения на обсуждаемую проблему. Нам нужно выслушать разные мнения, чтобы не только понять различные идеи, имеющие право на существование в условиях альтернативной школы, но и по возможности обогатиться за счет друг друга», – подчеркнула Н.Ф. Виноградова.

Марьяна Михайловна Безруких напомнила участникам семинара об основных физиологических и психологических особенностях младших школьников, важных в контексте обсуждаемых вопросов, о необходимости корректировки системы требований, предъявляемых младшим школьникам, о трудностях введения любых инноваций в школьном образовании и необходимости тщательно продумывать каждый шаг их внедрения. Марьяна Михайловна подчеркнула особую роль учителя в реализации различных подходов к оценке достижений младших школьников, и отметила, что грамотный учитель сможет эффективно и корректно применять любую систему оценивания как традиционную, так и альтернативную.

При подготовке к семинару в Российской академии образования было проведено социологическое исследование. О первых результатах опроса обучающихся 2-4-х классов рассказала аналитик Центра развития образования РАО Елена Валентиновна Корнилова. Опрос проводился с целью выяснить, что думают об оценке младшие школьники, поможет ли им отказ от отметок учиться лучше. В опросе приняло участие более 2500 школьников из Москвы и Подмосковья, Волгограда, Ростова-на-Дону, Иркутской и Липецкой областей. Анализ анкет показал, что обучающиеся начальных классов не готовы отказываться от отметок. За отметки высказалось 82% обучающихся, 15% – не хотели бы получать отметки, особенно если это двойки, 3% младших школьников – не смогли определиться. Для большинства школьников отметка является стимулом к получению знаний, главным показателем результата деятельности. «Хорошие отметки вселяют в детей уверенность, являются поводом для похвалы со стороны родителей. Кроме того, школьники хотят видеть результат своего обучения. В своих ответах дети отмечали, что если они будут хорошо учиться, то вырастут успешными людьми, а если плохо – «то будут работать дворниками», – прокомментировала Елена Валентиновна.

Позицию родительской общественности представляла Лариса Анатольевна Санатовская, исполнительный директор Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей». Лариса Анатольевна отметила, что она поддерживает идею педагогического просвещения родительской общественности, необходимость информирования родителей о переменах, происходящих в сфере образования.

На психологической стороне оценки заострила внимание собравшихся главный редактор журнала «Школьный психолог» («Первое сентября») Марина Юрьевна Чибисова, доцент Московского педагогического государственного университета, кандидат психологических наук.

Педагогические, организационные и прочие аспекты оценивания результатов обучения младших школьников затронули в своих выступлениях учителя начальных классов Н.И. Ожогина, Е.В. Волкова, Е.В. Паршина (г. Москва), Н.Е. Колганова (г. Липецк). Своими размышлениями и первыми результатами работы в рамках безотметочного обучения поделились представители Белгородской области – начальник отдела организационно-методической работы Научно-методического информационного центра г. Белгорода И.А. Тонкогубова и директор МБОУ «Начальная школа – детский сад №44» г. Белгорода Л.И. Каширина (г. Белгород).

Без имени-3
Без имени-2
Безотметочное обучение в начальной школе
Без имени-5
Экспертный семинар

В ряде выступлений прозвучали идеи влияния разных форм оценивания на повышение качества обучения в начальной школе, формирование учебно-познавательной мотивации и самостоятельности младшего школьника. В выступлениях экспертов были затронуты такие вопросы, как: роль отметки в становлении самостоятельности младшего школьника (О.А. Рыдзе, старший научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО, канд. пед. наук); уровневый подход к оцениванию образовательных достижений школьников, практикуемый в международных исследованиях (М.И. Кузнецова, старший научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО, доктор пед. наук); особенности реализации формирующего оценивания (О.В. Тихомирова, заведующий кафедрой начального образования Института развития образования Ярославской области, кандидат педагогических наук).

Важным аспектом обсуждаемой проблемы стал разговор о готовности учителя начальных классов к реализации современных подходов к оценочной деятельности. Эту проблему в своих выступлениях осветили Т.А. Конобеева, ведущий научный сотрудник Московского городского педагогического университета, канд. пед. наук, и Е.Н. Землянская, заведующий кафедрой теории и практики начального образования Московского педагогического государственного университета, доктор пед. наук.

Участники семинара приняли активное участие в дискуссии, выразили свое мнение по обсуждаемым вопросам, поделились практическим опытом использования педагогического инструментария оценивания знаний обучающихся, высказали предложения к дальнейшей деятельности сообщества по обсуждаемой проблеме.

В завершение семинара была принята резолюция, в которой, в частности, отмечается, что участники дискуссионной площадки подтверждают педагогическую нецелесообразность использования отметок в любом графическом виде в 1-х классах начальной школы и, по усмотрению организации и учителя, в соответствии с уровнем развития детей, в первой половине второго года обучения.

Аудиозапись экспертного семинара «Безотметочное обучение в начальной школе: за и против»

Резолюция