РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: РНЦ

«Андреевские чтения» в Приволжском РНЦ РАО

27-28 марта в Приволжском региональном научном центре РАО прошла ежегодная  всероссийская научная конференция по вопросам современных концепций педагогического образования в контексте творческого саморазвития личности «Андреевские чтения», посвященная памяти академика РАО В.И. Андреева, основателя научной школы творческого саморазвития личности в Казанском (Приволжском) федеральном университете. 

Идея проведения  научной конференции, посвящённой  психологии аспектам творческой деятельности в педагогике, возникла несколько лет назад в Институте психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета. Организатором и идейным вдохновителем работы научно-практической конференции с международным участием стал профессор КФУ, академик Российской Академии Образования, заслуженный деятель науки РФ Валентин Андреев. Его научная школа педагогики творческого развития и саморазвития известна не только в России, но и за рубежом. Его ученики и сегодня, когда профессора не стало, продолжают дело «учителя». Вот уже второй год конференцию организовывают продолжатели  научной работы Валентина Андреева из Института психологии и образования КФУ. Одним из организаторов стала дочь выдающегося педагога – доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор КФУ Юлия Андреева

Тематика докладов пленарного заседания была достаточно обширной и разнообразной, но объединяющим все представленные работы было то, что в их разработках использовался творческий подход.

«В любой, даже научной деятельности, необходимым является именно элемент творчества – создание сего-то уникально и нового», – отметил коллега профессора Андреева, занимающийся близкой творческому саморазвитию тематикой (социальное и профессиональное становление личности, профессиональное образование), профессор КФУ Пётр Осипов.

«Разработка методов стимулирования самовоспитания учащихся  тесно связана с  научными направлениями работы профессора Андреева и его школы. Это научное направление играет важную роль в построении всего жизненного пути человека, его самоопределении и  успешной жизненной самореализации», —   подчеркнул он.

На торжественном открытии пленарного заседания перед участниками конференции с приветственным словом от имени ректора КФУ выступил первый проректор университета Рияз Минзарипов. Он говорил о важности педагогического и национального образования в Татарстане, подчеркнул необходимость его модернизации и отметил, что на данный момент в КФУ при поддержке не только правительства Татарстана, но и правительства Российской Федерации большое внимание уделяется подготовке именно педагогической элиты страны. Напомним, что с 2016 года Институтом психологии и образования КФУ реализуется крупный федеральный проект по созданию современной универсальной педагогической модели подготовки учителя «Учитель XXI века».  О результатах работы этого проекта участникам «Андреевских чтений» рассказал директор Института психологии и образования КФУ, профессор Айдар Калимуллин в своём вступительном слове. Говорил он и о том, насколько за время работы в рамках федеральных и международных научно-исследовательских проектах психолого-педагогического направления вырос статус КФУ в мировых научных рейтингах по предметному направлению «Образование».  И цифры, действительно, впечатляют: КФУ вошёл в список трёхсот лучших университетов мира по этому критерию в мировом рейтинге QS.

«То, что наши коллеги используют при разработке новейших образовательным методических программ, является достойным продолжением научной работы, которую вёл профессор Андреев. Его методики не потеряют актуальности никогда, ведь творчество стоит на одном из первых мест в работе педагога с учениками. Именно через творчество и творческих подход к построению плана урока, например, учитель  может заинтересовать своим предметом, научить мыслить и рассуждать, научить учиться»,  – подчеркнул профессор Калимуллин.

Однако в научной деятельности учёного творчество проявляется иначе, и критерии  творческих проявлений отличаются от обыденных о них представлений.  О научной деятельности как о важнейшем факторе развития творческих способностей рассказала одна из первых докторантов профессора Андреева – доктор наук, профессор Фаина Ратнер (Институт международных отношений, истории и востоковедения КФУ).

«Важнейшая ценность педагогики – это человек. Важно не только его научить, а научить учиться. Главная задача образования – это способствовать самостоятельному научно-творческому становлению. Важно, чтобы совместная учебно-познавательная деятельность постепенно перешла на  самостоятельную деятельность обучающихся. Одним из ключевых моментов здесь является принцип формирования потребности в творчестве, или так называемый креативный подход к научно-познавательной деятельности, а творчество есть в любой деятельности. И сейчас актуальным является  именно обучение в творческой деятельности – на практике, а именно обучение через исследование  – этот принцип занимает главенствующие позиции в концепциях современного образования. Иными словами, творческая деятельность является главным фактором развития в системе образования», – отметила Фаина Ратнер.

Отметим, что в зарубежной педагогической теории триада «Знания. Умения. Навыки» имеет несколько иной вид – «Знания. Умения. Точка зрения», что, как подчеркнула профессор Ратнер, говорит об изначальном учёте индивидуального творческого потенциала каждого и возможности использования одного из элементов творческой деятельности – способности посмотреть на вещи с различных ракурсов.

Сам профессор Валентин Андреев в последние годы своей жизни  занимался изучением особенностей развития мышления. Также его интересовали новые парадигмы образования. Эти два вектора достаточно тесно переплетаются с учётом скоростного развития современного общества и высоких технологий. Об этом в своём выступлении рассказала Юлия Андреева, чьей научной тематикой является психология  массовой коммуникации и саморазвитие личности.

«Сегодня происходит постепенный переход в виртуальное пространство – мы до 70% своего времени проводим в интернете. Поколение современных молодых людей мыслит уже иными категориями. Им неважно то, что происходит по телевизору – всю нужную информацию они получают из интернета. Большая часть современных молодых людей не читает, и усваивает информацию иными способами. Увеличилась скорость потребления информации. С этим связано то, что информационное поле очень быстро перенасыщается, и вместо усвоения информации происходит формирование системы фильтров и защит.

Переход к виртуальной реальности достаточно сильно влияет на наш стиль мышления.  Изменяются и нравственные категории личности – красота, доброта, правда. Сейчас это уже не совсем то, что подразумевалось ранее. Красота сейчас – это, в первую очередь, использование высоких технологий, а не естественность и эстетичность. Понятие правды тоже размывается на фоне тысяч интересных, но «фейковых» новостей интернета. Упрощается процесс принятия решений: «на уровне клика» принимать решения становится проще, и уровень ответственности за принятые решения неизбежно падает. Это кажется не очень серьёзным, появляется стереотипность в принятии решений.

«Я» — концепция тоже изменяется: помимо «Я» — реального появляется и «Я» — виртуальное, и оно становится важнее. Значимость того, как тебя или твои фотографии, посты оценили пользователи социальных сетей и сколько просмотров получил твой видеоролик, меняет даже социальный статус человека», – рассказала Юлия Андреева.

С учётом последних исследований психологов и педагогов, в современной науке приходят к выводу о необходимости менять методы и методики обучения современных школьников и студентов с переходом на интерактивные средства обучения и переработки  информации.

Надо отметить, что «Андреевские чтения» объединили в себе не только интересные научные направления в теоретических выкладках, но и практику – в рамках конференции  состоялось world-cafe, на котором магистранты Института психологии и образования КФУ под руководством учёных института разрабатывали свои научные проекты, объединившись в небольшие научно-исследовательские группы. По итогам конференции они представили уже готовые проекты, работой над реализацией которых займутся в дальнейшем. Интересно, что все научные руководители в этих проектах являются учениками Валентина Андреева.