РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

20 сентября в Российской академии образования состоялось заседание бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики

20 сентября в Российской академии образования состоялось заседание бюро Отделения философии образования и  теоретической педагогики под председательством академика-секретаря Отделения М.Л.Левицкого.

levickij-na-sajt
На повестке дня было сообщение профессора РАО, доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики и психологии  Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России  Белогурова А.Ю. «Методологические основы совершенствования подготовки педагогических кадров в стратегии непрерывного образования».

В своем докладе А.Ю.Белогуров отметил, что «подготовка высококвалифицированных педагогических кадров выступает одной из приоритетных государственных  задач, решение которой во многом определяет успешность экономического и социокультурного развития страны. Реализации стратегии «обучения в течение всей жизни» определила новую методологию подготовки педагогических кадров, в основе которой максимальная ориентация на вариативность в реализации  компетентностной модели, в полной мере отражающей запросы экономики, основанной на знаниях и передовых информационно-преобразующих технологиях профессиональной деятельности. Анализ опыта организации высшего и послевузовского педагогического образования, особенностей подготовки преподавательского корпуса в системе корпоративных университетов позволил выделить следующие наиболее перспективные подходы:

  1. Разработка программ подготовки и повышения квалификации педагога должна предусматривать разнообразие и возможности выбора методических и технологических схем обучения в зависимости от конкретных условий организации учебного процесса, интересов и возможностей обучающихся в освоении содержания программы и квалификации преподавателей.
  2. Необходимость установления требований к результатам освоения программ повышения квалификации. По изучению каждого модуля слушатели должны показать степень сформированности необходимых компетенций. Показатели результативности можно разделить по двум категориям: непосредственные результаты после прохождения курсов и отсроченные результаты, например реальные изменение в деятельности образовательной организации, после прохождения членами педагогического коллектива процесса повышения квалификации.
  3. В основе разработки модульных образовательных программ повышения квалификации педагогов целесообразно заложить следующие позиции:
  • технологичность, возможность переноса теоретических знаний в практическую деятельность педагога;
  • осознание собственной деятельности и педагогических эффектов нового (содержания, технологий, отношений и т.п.) путем применения рефлексивных технологий;
  • вариативность образовательных программ и организационных форм их освоения педагогами, что позволяет гибко и мобильно учитывать запросы слушателей и их квалификацию;
  • наличие обязательной обратной связи и возможность корректировки образовательного маршрута слушателей;
  • введение интегративного содержания, т.е. выход в смежные области профессиональных знаний;
  • создание комфортной образовательной среды, основанной на глубоком уважении к участникам образовательного процесса.
  1. Повышение квалификации и переподготовка должны включать педагогов не столько в «устоявшиеся», сколько в «становящиеся» практики, соответствующие необходимым требованиям.

Исходя из перспективного характера повышения квалификации педагогических кадров, оно должно проводиться на базе тех образовательных учреждений, в которых уже существуют образовательные практики нового типа. На базе таких учреждений должны быть организованы стажировочные площадки.

  1. Наиболее оптимальной и соответствующей современным тенденциям образования является сетевая модель повышения квалификации и переподготовки. Данная модель направлена на формирование и развитие компетентности педагогов в соответствии с профессиональными требованиями.
  2. Сетевое взаимодействие как современная организационная форма повышения квалификации педагогических кадров должна строиться с использованием следующих принципов: самостоятельности, рефлексивности, сотрудничества, индивидуализации, взаимосвязи теории и практики.
  3. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров должно обладать следующими фактическими признаками сети:
  • наличием объединяющей цели, основанной на заинтересованности всех участников взаимодействия в использовании совместных ресурсов;
  • наличием множества ячеек сети, представленных отдельными педагогами и образовательными учреждениями, и структурированными особым образом связями между ними, в основе которых – добровольное объединение ресурсов, принятие взаимной ответственности и обязательств;
  • многоцентровым характером, определяющимся наличием отдельных педагогов и образовательных учреждений – лидеров сети, обладающих образовательными, материально-техническими, экспертными и кадровыми ресурсами;
  • открытостью элементов сети друг для друга, выражающейся в возможности участия субъектов сетевого взаимодействия в формировании и реализации образовательных программ, разработке учебно-методических материалов,обсуждении и распространении достигнутых результатов;
  • преимущественной ролью «горизонтальных» взаимодействий, заключающейся в равных возможностях участников сетевого взаимодействия при формировании совместных решений.
  1. Следует обучать принципам и закономерностям организации педагогической деятельности, в отличие от передачи объема знаний, что потребует введение в образовательный процесс специальных образовательных технологий и способов оценивания уровня освоения компетенций. Естественно, составляющая знаний является обязательной, но выступает как ресурс, а не конечный результат обучения. Технологии повышения квалификации, ориентированные на подготовку к деятельности, формируют процесс обучение на основе деятельности. В этом качестве выступают – проектная деятельность, различные способы моделирования реальности, активные формы обучения, кейс-стади и др.
  2. Программы повышения квалификации должны не столько давать «знания» в информирующем ключе, сколько создавать условия для формирования компетентностей педагога. Суть педагогической компетентности — способность работать на основании обратных связей, готовность выстраивать рефлексивный ход: вижу проблему, ищу средство, оцениваю эффект, ставлю новую профессиональную задачу. Условием появления такой компетентности является возможность опробования новой деятельности, решения задач и получения обратной связи. Таким образом, компетентностно-ориентированное обучение должно проходить внутри реального образовательного процесса, где педагоги могут, с одной стороны, наблюдать, как коллега решает педагогические задачи (а не только рассказывает об этом), а во- вторых, самостоятельно проектировать образовательные ходы (формирующие и оценивающие метапредметные и предметные результаты).
  1. Необходимо создавать условия для осуществления педагогической деятельности в ее рефлексивном, а не нормативном варианте. Рефлексивный характер учения и профессиональной пробы предполагает цикличное построение всего образовательного процесса: постановку задачи, поиск способов решения, планирование своих действий, контрольно-оценочную деятельность, постановку следующей задачи.

levickij-na-sajt2

Важно обеспечить высокую степень свободы, а также контекстуальное и ситуативное разнообразие в построении траектории профессионального развития педагога. То есть проблема обучения воспринимается как планирование собственной деятельности в контексте новых вызовов.

Данные подходы были реализованы нами в процессе организации и проведения курса повышения квалификации для деканов и профессорско-преподавательского состава Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России по направлению «Вопросы теории и методики профессионального образования» в 2015-2016 учебном году.

В процессе реализации региональной системы дополнительного непрерывного образования обеспечена преемственность программ подготовки педагога, которая носит модульный характер. В рамках региональной образовательной системы стало возможным создание интегративных образовательных программ совместно с научными, образовательными организациями, и производственными учреждениями  края.

Таким образом, опыт развития системы корпоративного образования в нашей стране, а также региональных моделей дополнительного непрерывного образования, интересен с целью понимания проблем, перспектив и ресурсов подготовки высококвалифицированных педагогических кадров, разработки эффективных организационных, содержательных и технологических подходов развития системы профессионального образования как основы развития и укрепления экономики, построенной на знаниях.

Сообщение А.Ю.Белогурова вызвало живую дискуссию.  После обсуждения доклада, были подняты научно-организационные вопросы деятельности Отделения