РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала:

Подведены итоги семинара по вопросам развития дидактики высшей школы

2 июня по инициативе Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО и Департамента информатизации образования Института цифрового образования Московского городского университета состоялся Межрегиональный научно-методический семинар с международным участием «Развитие дидактики высшей школы и применение в вузах современных средств обучения в условиях совершенствования и массового распространения цифровых технологий».

Участниками семинара стали более 50 ученых и педагогов из вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Кирова, Краснодара, Красноярска, Курска, Ельца, Перми, Сыктывкара, Чебоксар, Южно-Сахалинска, а также из университетов Республики Казахстан и Китайской Народной Республики.

Выступая с приветственным словом, и.о. академика-секретаря Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, академик РАО Михаил Львович Левицкий отметил, что в Отделении проводится серия публичных мероприятий, посвященных развитию научных подходов к обучению и воспитанию. Организовано комплексное обсуждение особенностей и направлений развития дидактики в условиях цифровой трансформации. Повсеместное распространение современных информационных технологий находит отражение в появлении особых дидактических приемов, изучение которых применительно к системе подготовки студентов вузов приобретает особое значение. В 2022 году в РАО начаты научные исследования в области разработки теоретических и практических основ инновационного развития высшего образования и дидактики высшей школы в условиях цифровой трансформации.

Рассуждая о возможностях и перспективах формирования цифровой среды в рамках развития дидактики высшей школы, начальник Департамента информатизации образования Института цифрового образования МГПУ, академик РАО Вадим Валерьевич Гриншкун подчеркнул необходимость выявления подходов к системному использованию информационных технологий. Содержательная, терминологическая и технологическая унификация и интеграция цифровых средств позволит реализовать новые педагогические приемы, упростить подготовку педагогов в области информатизации образования, автоматизировать различные виды деятельности работников вузов, создать новые качественные информационные ресурсы, усовершенствовать популярные образовательные цифровые коллекции.

Заведующая Лабораторией теории и методики информатизации образования Института стратегии развития образования РАО, руководитель научной школы «Информатизация образования», академик РАО Ирэна Веньяминовна Роберт в сообщении «Технологии отображения реальной действительности предметной области в виртуальную: возможности и риски» обосновала актуальность реализации преимуществ технологий неконтактного информационного взаимодействия и значимость разработки дидактического сопровождения проектирования и методического обеспечения использования иммерсивных технологий в образовании. Представлена методологическая основа проектирования иммерсивных технологий в образовательных целях и предлагаемые этапы такого проектирования. Систематизированы, в том числе, вызовы и риски для субъектов образовательного процесса, порождающие возможные негативные последствия, вызванные использованием упомянутых технологий в образовании.

Результаты анализа тенденций информатизации высшей школы представила научный руководитель Департамента информатизации образования Института цифрового образования МГПУ, профессор Ольга Юрьевна Заславская. Она подчеркнула, что большинство стран мира приходят к пониманию необходимости поиска путей эффективного и обоснованного использования цифровых технологий в образовании. Информатизация высшего образования на современном этапе характеризуется развитием и распространением открытых онлайн-курсов, коллекций цифровых образовательных ресурсов, снижением парка компьютерной техники в вузах, проникновением технологий новой индустриальной революции и другими факторами. Особой значимостью обладает развитие фундаментальной составляющей высшего образования, а также подготовка студентов к использованию современных технологий в профессиональной деятельности.