РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала:

В РАО состоялась научная конференция «Образовательное законодательство и проблемы правоприменения: тренды и перспективы»

17 мая Центром образовательного законодательства и проблем правоприменения РАО проведена научная конференция «Образовательное законодательство и проблемы правоприменения: тренды и перспективы».

Модератором конференции выступил Владислав Валерьевич Гриб, научный руководитель Центра образовательного законодательства и проблем правоприменения РАО, председатель Российского профессорского собрания, заместитель секретаря Общественной палаты Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации, академик РАО.

Среди ключевых спикеров мероприятия выступили:

Васильева Ольга Юрьевна, президент РАО, академик РАО;

Кучеренко Петр Александрович, статс-секретарь – заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации;

Кочетова Светлана Михайловна, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки;

Духанина Любовь Николаевна, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, заместитель Председателя комитета Государственной Думы Российской Федерации по образованию и науке.

«Сейчас все чаще звучат предложения о выходе из Болонского процесса и возвращении к специалитету, что совершенно закономерно. Как историк не могу не вспомнить, что в 1990-х годах в Европе на первый план вышли вопросы превращения образования из гражданского права в услугу. Первыми это заметили европейские студенты, которые столкнулись с тем, что после вхождения в Болонский процесс получение полного высшего образования – то, что у нас получило название «магистратура» – стало сопряжено с большими финансовыми затратами. Высшее образование в европейских странах стало элитарным, хотя раньше для большинства студентов оно было доступным.

Прошли десятки лет, но вопросов и сегодня остается очень много. Я убеждена: необходимо начать давать правовую оценку участия российских вузов в Болонском процессе, реализовывать механизмы увеличения доли специалитета в структуре программ отечественного высшего образования.

Но вместе с тем мы должны подумать о том, что делать с теми, кто уже получил дипломы: они не должны быть никак ущемлены. Справедливости ради стоит сказать, что по некоторым направлениям подготовки система «бакалавриат-магистратура» вполне возможна. Но разве можем мы сказать то же самое, например, об инженерах, юристах, врачах?

Кроме того, мы всегда эффективно использовали свою «мягкую силу» – экспорт образования. Огромному количеству иностранных студентов, которые обучаются в нашей стране, наверняка удобнее та форма диплома, которая принята в странах, где они планируют работать. Поэтому в таких вузах, как РУДН, возможно, целесообразно сохранить деление на бакалавриат и магистратуру», – сказала Ольга Юрьевна Васильева.

Участниками конференции, в том числе, отмечена важность кодификации норм образовательного права, развития системы аккредитационного мониторинга образовательных организаций, а также развития нормативно-правовых основ обеспечения общедоступности образования.