РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала:

В РАО обсудили перспективы «постболонской» трансформации высшего образования

28 июня в РАО состоялось расширенное заседание Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики, в ходе которого обсуждены проблемы и перспективы «постболонской» трансформации высшего образования.

Открывая заседание, и.о. академика-секретаря Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, академик РАО Михаил Львович Левицкий, отметил высокую активность общественных обсуждений направлений и перспектив развития системы высшего образования в Российской Федерации. Центральным событием в этом ряду стали парламентские слушания 27 июня 2022 г.

«Понятие «Болонский процесс» подразумевает целую идеологию, затрагивающую все уровни образования от общего до подготовки кадров высшей квалификации. Стратегическая цель переформатирования высшей школы в этой идеологии – вхождение Российской Федерации в единое образовательное пространство стран-подписантов данной декларации. Также предполагалось, что компетентностный подход вместе с прикладным бакалавриатом позволит немедленно удовлетворить запросы рынка труда. Однако следует признать, что все эти задачи в полной мере не были реализованы», – сказал Михаил Львович.

Марина Александровна Боровская, член-корреспондент РАО, доктор экономических наук, профессор, президент ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», председатель союза ректоров ЮФО, представила результаты анализа глобальной и национальной системы образования.

Среди достоинств национальной системы образования выделены инновационные программы и проекты, международное признание образовательных программ и дипломов, индивидуализация и построение международных карьер, модель непрерывного образования.

Отмечена необходимость создания единой стратегии развития системы непрерывного образования, регулирования взаимодействия педагогических подразделений в многопрофильных университетах и региональных систем общего образования, модернизации лицензионных и аккредитационных процедур.

Сформирован перечень перспективных задач будущего, а также подходов к их решению. Отмечена важность совершенствования профессиональных стандартов и квалификационных требований, а также признания и сертификации со стороны профессионального сообщества. В рамках компетентностной модели обозначены следующие перспективы: вертикальная мобильность, мобильность между университетами и направлениями, возможность продолжения обучения, развитие дополнительного профессионального образования, формальное и неформальное образование.