РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала:

В РАО обсудили вопросы обеспечения эффективности современной системы многоуровневой подготовки кадров

27 июня в Российской академии образования в рамках расширенного заседания бюро Отделения профессионального образования РАО и Научного совета «Инженерное образование и профессиональное самоопределение» обсуждены вопросы обеспечения эффективностисовременной системы многоуровневой подготовки кадров.

В приветственном выступлении и.о. вице-президента РАО, и.о. академика-секретаря Отделения профессионального образования РАО Михаил Николаевич Стриханов обозначил основные тематические линии заседания:

  • актуальные проекты и сценарии развития высшего образования, в частности, в условиях отказа от болонского процесса;
  • практика многоуровневой подготовки инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей;
  • проведение анализа эффективности системы многоуровневой подготовки инженерных и технологических кадров для производственных отраслей экономики и разработка предложений по её реформированию и развитию;
  • состояние и перспективы непрерывного профессионального образования;
  • образовательные траектории в профессиональных стандартах;
  • реализация образовательных программ в университете.

Заместитель руководителя Центра развития высшего и среднего профессионального образования РАО Людмила Юрьевна Грачева представила актуальные проекты и программы, реализуемые в высшем образовании: «Приоритет – 2030»; стратегические инициативы «Передовые инженерные школы» и «Платформа университетского технологического предпринимательства»; «Научное приборостроение». В сообщении также был дан анализ аргументов, характеризующих отношение педагогического сообщества к Болонскому процессу.

Ректором ФГАОУ ВО “Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, членом-корреспондентом РАО Виктором Георгиевичем Мартыновым и проректором по молодежной политике и воспитательной работе, проректором по учебной работе ФГАОУ ВО “Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, Владимиром Николаевичем Кошелевым представлен опыт многоуровневой подготовки специалистов для высокотехнологичных отраслей.  Отмечена необходимость учета требований профессиональной деятельности выпускников и возможности построения индивидуальных образовательных траекторий, а также важность взаимодействия образовательных организаций с научными организациями, работодателями, учебно-методическими объединениями в развитии прикладных научных исследований и привлечении студентов к инновационной деятельности.

В сообщении научного руководителя Лаборатории развития высшего профессионального образования академика РАО Николая Дмитриевича Подуфалова отмечена важность проведения анализа эффективности системы многоуровневой подготовки инженерных и технологических кадров для производственных отраслей экономики посредством мониторинга принимаемых решений по задачам образовательной политики.

Академик РАО Барасби Сулейманович Карамурзов, в свою очередь, обратил внимание участников на эффективные региональные практики, связанные с проектированием программ высшего профессионального образования в условиях социальных перемен.

В выступлении руководителя Центра развития высшего и среднего профессионального образования РАО Владимира Игоревича Блинова подчеркнуто, что в процессе модернизации национальной системы квалификаций основные образовательные программы стали ассоциироваться на рынке труда с определенным уровнем квалификации, набором трудовых функций, умений и знаний, закрепленных в профессиональных стандартах. Разрушение сложившейся многоуровневой системы высшего образования ведет к существенным рискам для граждан, завершивших образование, а также к серьезным финансово-экономическим затратам.

Заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Алла Аркадьевна Факторович предложила рассматривать проблему эффективности современной системы многоуровневой подготовки кадров через призму развития национальной системы квалификаций. Отмечено, что данная система способствует появлению возможности согласовать спрос на квалификации работников со стороны рынка труда и предложения со стороны системы образования, а также обеспечивает соответствие качества подготовки кадров потребностям работодателей.

Участниками заседания отмечено, что профессиональные стандарты являются основой для разработки образовательных программ, а независимая оценка квалификации представляет собой механизм объективной и достоверной проверки результатов их освоения.

В ходе дискуссии принято решение инициировать проведение в октябре 2022 года Всероссийской научно-практической конференции «Новый вектор развития высшего образования в России: проблемы и перспективы на современном этапе». Также предложено рассмотреть вопрос «Развитие высшего образования и конкурентоспособность российских вузов» по итогам проведения данного мероприятия на заседании президиума РАО.