РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала:

Российская академия образования инициировала обсуждение актуальных тем научных проектов в интересах развития психологического сопровождения высшего образования

По инициативе научного руководителя Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования Татьяны Николаевны Тихомировой состоялось обсуждение перспективных направлений исследований в интересах совершенствования психологического сопровождения высшего образования.

Серия рабочих встреч, на которых высказывались наиболее актуальные запросы ученых, специалистов и руководителей, курирующих развитие вузовских психологических служб, состоялась на базе Уральского федерального университета имени Б.Н. Ельцина в рамках Пятого международного форума по когнитивным нейронаукам 9 – 10 декабря 2022 года.

Виктор Стефанович Басюк, и.о. вице-президента РАО, главный ученый секретарь Президиума РАО, член-корреспондент РАО отметил высокое общественное значение научных исследований в сфере психологии образования и подчеркнул ведущую роль Академии при организации научно-образовательных проектов для совершенствования работы психологических служб в вузах России. В частности, в приветственном слове участникам форума Виктор Стефанович озвучил принципиальную позицию Академии: «…только межпрофессиональное сотрудничество с объединением интеллектуальных, технологических и административных ресурсов поможет организовать системную работу для повышения эффективности психологического сопровождения образования…».

Сергей Борисович Малых, академик-секретарь Отделения психологии и возрастной психологии РАО,  академик РАО, профессор рассказал о возможностях Академии в выполнении междисциплинарных исследований в сфере наук об образовании с применением самых современных методов, включая  fNIRS-технологии, транскраниальную электростимуляцию, окулографию и молекулярную генетику. Сергей Борисович обозначил необходимость участия в таких исследовательских проектах региональных научных центров и научных центров Российской академии образования.

Эльвира Эвальдовна Сыманюк, руководитель Регионального научного центра РАО в Уральском федеральном округе, директор Уральского гуманитарного института УрФУ имени Б.Н. Ельцина, член-корреспондент РАО и Анна Александровна Печеркина, директор Департамента психологии УГИ УрФУ имени Б.Н. Ельцина, ответственные за развитие вузовской психологической службы, очертили целый круг актуальных запросов на исследования в области психологической поддержки всех участников образовательных отношений в вузе.

В обсуждении приняли участие ученые и специалисты из Регионального научного центра РАО в Уральском федеральном округе, Коми научного центра Уральского отделения РАН и Кыргызско-Российского славянского университета (Кыргызская Республика). Звучали пожелания организовать масштабные исследования по широкому кругу тем – от специфики эмоционального, личностного, когнитивного развития студентов и выпускников школ, которые выбирают различные траектории поступления в университеты, до поиска психологических ресурсов, препятствующих эмоциональному выгоранию профессорско-преподавательского состава.

По результатам серии обсуждений Татьяна Николаевна Тихомирова озвучила наиболее часто встречающиеся запросы – психологическое благополучие и научный поиск индивидуально-психологических ресурсов, препятствующих проявлениям дезадаптивного и аддиктивного поведения студентов. Татьяна Николаевна отметила, что только научно обоснованные решения должны быть в основе деятельности вузовских психологических служб и пригласила всех коллег активнее включаться в исследовательскую работу Академии в интересах развития психологического сопровождения высшего образования.